вторник, 2 февраля 2016 г.

Как правильно стирать дундагу

       Очень долго я собиралась писать этот пост...наверное несколько месяцев, все как-то руки не доходили и ноги тоже )))




     Хочу рассказать о своем опыте обращения с дундагой, думаю, что его можно вполне экстраполировать на изделия и из другой грубой шерсти.
Дундага, повторюсь в очередной раз, это пряжа из овечьей шерсти, произведенная в Латвии. Она имеет одноименное название с небольшим поселком Дундага, где и живет семья, которая занимается производством этой замечательной пряжи. 
      В первую очередь, хочу сказать, что я уже выстирала больше 25 пасм и имела дело и с тонкой ниткой 6/1 и с толстой 6/2. Немножко за ней понаблюдала, проанализировала физико-химические свойства, поэтому попробую рассказать, что здесь происходит при стирке и чего ни в коем случае нельзя делать.

       В первую очередь начну с ланолина. Это одно из главных достоинств этой пряжи, так как при ее производстве сохраняется много ланолина, это можно прочувствовать взяв в руки пасму, особенно толстую 6/2, пряжа покажется немного жирной, скользящей, как-будто покрытая воском. Это и будет тот самый ланолин. Из-за его наличия на шерсти - овцам зимой не холодно, а летом не жарко, потому что шерсть овец имеет низкую теплопроводность, высокую воздухопроводность, достаточно гигроскопична, впитывая до 35% от собственного веса, остается сухой на ощупь.


     Ланолин - это жироподобное вещество, нерастворимое в воде, но легко растворимо в эфире, хлороформе и бензине; 

1. Температура плавления ланолина 36-42°С, поэтому стирать ее нужно при t не выше 32°С
2. Также для стирки используем только средство для шерсти, потому что они имеют нейтральную или подкисленную реакцию за счет добавки в это средство сульфата натрия Na2SO4, благодаря чему создается благоприятная среда для ланолина и мы фактически его не смываем.
3. Нужно помнить, что он омыляется в щелочных растворах, т.е. смывается, поэтому простым мылом стирать нельзя, а шампунем, например, можно - шампуни в основном имеют слабокислую-нейтральную реакцию.
P.S. напишу еще про моющие средства для посуды, принципиальной разницы между средствами для посуды и средствами для шерсти нет, но моющие средства для посуды могут встречаться и со среднещелочной реакцией, поэтому если вы не знаете какое рН у вашего средства лучше его не использовать.
4. Что касается ополаскивателей, то я однозначно скажу вам да, его можно и нужно использовать, потому что шерстяные волокна на смягчитель отзываются также как и наши волосы на бальзамы и маски для волос.
5. Использование глицерина: не оказывает никакого воздействия на волокна или на ланолин, (интересно, что он является важным компонентом участвующем в обмене веществ в живых организмах и зарегистрирован в качестве пищевой добавки), его можно использовать, особенно более чувствительным))) для того чтобы немножко смягчить пряжу.

     Сейчас давайте поговорим про сушку шерсти:

1. Я категорически против сушки на батарее, потому что термостойкость шерсти или шерстяных волокон не высокая, а при высоких температурах шерстяные волокна становятся жесткими и ломкими (видела фото в инсте, где сушили дундагу на батареях в ванной).
2. Поэтому сушим исключительно на подвесных сушках.

      Отвечу на вопрос нужно ли стирать дундагу до вязания еще в пасме?

     Однозначно нужно. Совсем недавно со мной случился один казус. Раньше все пасмы до вязания стирала, а сейчас у  меня в работе свитер для мужа, и мне не хватило пряжи. Докупив пасму, решила ускорить процесс и начала вязать не из стиранной.
Что я в итоге получила: первое - это не попала в плотность, второе - решила постирать, а она не распушается так как в пасме. Т.е. если бы я связала второй рукав из не стиранной пасмы он бы у меня кардинально отличался от рукава связанного из стиранной пасмы. А в-третьих мне пришлось снова сматывать клубок в пасму и стирать....вот уж ускорила процессс...

Попыталась сфотографировать свое действо.....справа не стиранная дундага, слева стиранная...была видна разница в высоте на 2 ряда


    Причем про то, что вязаное изделие из не стиранной пасмы хуже раскрывается я уже слышала от людей, которые сравнивали результаты до и после, и остались в недоумении почему так происходит.

        Сейчас немного попробую изобразить  фото до и после:
Это моя несчастная пасма, которую я снова сматывала вместе с мужем, кстати:

до стирки
 после,
немного покоробленная....мы ж ее не ровно смотали))

Фото поближе:
      до                                                                                   после

И уже после того, как вы связали изделие, стирайте еще раз и вы не поверите своим глазам, она преображается еще больше, полотно выравнивается, распушается, смягчается....вы не останетесь к ней равнодушными это точно.

       до                                                                                   после



Некоторых возможно отпугивает наличие в ней всякой соломы и веточек (там их на самом деле не так уж и много), я думаю, что это скорее плюс чем минус, потому что точно можно сказать, что эта пряжа не проходила серьезной обработки, что в данном случае является ценным.

Удалить веточки и всякий мусор из пасм можно при стирке, я немного (а может и много???) трясу в ванне, вылетает всякая мелочь..., а потом быстренько пока весит вынимаю основной мусор. Конечно он еще будет, но проблем достать при вязании у меня не возникало.

С какими средствами стираю я:
1. Средство для шерсти Perwool
2. Ополаскиватель E (зеленый), мне он понравился больше всех.

Наверное все))) Пока писала пост прошло два дня)))

Надеюсь вам будет полезна эта информация.

Спасибо, что дочитали до конца.
Пока, Пока!

Кстати, зарегистрировалась в инстаграме под ником @sakanastasia .....что-то меня эта платформа совершенно не прельщает. 

11 комментариев: